Friday, October 17, 2008

Еще раз о кризисе (уж извините) и о личных финансах

Зомбоящик продолжает бубнить слово Кризис. Я продолжаю разбираться в том, что нужно делать, т.е. куда бежать, как спасаться. Фигня заключается в том, что волной смоет всех, задача — не утонуть.

Чего не надо делать:
  • покупать недвижимость в кредит. За наличку — пожалуйста. Но! В построенном, сданном в эксплуатация и хотя бы чуть-чуть заселенном доме. О новостройках забудьте до тех пор, пока это не новостройка на вашем участке за ваши деньги. Можно купить машину в кредит ;) в этом случае вам не надо ждать, пока машину построят, но не слишком дорогую;
  • я бы не стал целенаправленно покупать доллар. Почему? Потому что потеряете на скачках курса валюты, которая может не выжить сражение с реальностью, вложите деньги в... например, в золото, на крайняк в евро, но немного. На самом деле доллар выживет, как валюта, но скорее всего будет ближайшие 10 лет утрачивать позиции основной мировой валюты. На место доллара пока, как мне представляется, есть два претендента: евро и йена;
  • менять работу на работу в стабильном банке. Подождите немного... пусть банки покажут свою стабильность. Кстати, скоро на одном из моих сайтов можно будет воочию увидеть количество открытых вакансий в крупных украинских компаниях и искать среди них банки. Открытые вакансии — неплохой признак стабильности;
  • не ссорьтесь с китайцами ;) и ни в коем случае не ругайтесь с арабами :)
Что надо делать:
  • ждать, когда наши банки повыплачивают все свои долги. Во-первых, посмотрим, кто выживет, во-вторых, рынок оздоровится, т.к. рефинансирования затрат никто не даст, а значит банкам надо будет внедрять стратегии заработка денег, что даст развитие несколько иным инструментам, в-третьих, для развития банкам понадобится наличка, т.е. депозиты будут привлекаться все активнее;
  • ждать, когда банки будут инвестировать в проекты в реальном секторе. Во-первых, это вольет деньги в реальный сектор, во-вторых, инвестиции будут направлены в перспективные бизнесы либо на реорганизацию и улучшение существующих. А это в свою очередь рабочие места, развитие, прогресс. Это медленный процесс, но все же;
  • где-то к марту следующего года будет понятно, кто доплывет до конца кризиса, т.е. чей проект ковчега показал надежность, в это время уже можно снова нести свои деньги в банки, но еще с оглядкой;
  • работать по предоплате даже с самыми надежными клиентами, это логично;
  • иметь длинный хвост малобюджетных клиентов, т.е. чтобы не было такого, что клиент отвалился и все накрылось медным тазом.
Признак того, что кризис миновал — меньшее количество повторений слова «Кризис» по телеящику, массовая и стремительная скупка крупных и средних компаний (на растущем рынке инвесторы при бабле будут его вкладывать, рассчитывая на выгоду), начало рекламы депозитов по телевизору. Заметьте, сейчас рекламируют вклады, причем повылазили банки, которых ранее не было заметно.

Что мы можем извлечь для себя в это время?
Обращаем внимание на рынок рекламы. Извините, может быть я заблуждаюсь, он, вместе с рынком связи умрет последним, но рынки-то на самом деле не умрут, на рынках будет спад, но они никуда не денутся, нас по объемам рынков отбросит на лет 10, но у нас в руках уже современное оружие борьбы на всех рынках, т.е. здоровая конкуренция восстановится очень быстро.

С учетом того, что рынок интернет-рекламы рос стремительно, то на этом рынке не будет снижения, будет замедление темпов роста, но, практически уверен в этом, незначительное.

Готовим запасы для инвестиций на растущем рынке, готовим запасы живых денег для покупки недвижимости перед началом ее роста, делаем интернет-проекты. Связь живее всех живых ;), а это значит, что рынок услуг широкополосного доступа будет расширяться, все больше людей будет подвержено влиянию новых медиа, готовим свои интернет-проекты.

No comments: