Thursday, July 10, 2008

Вся правда об украинском джобовом проекте Есть работа!

Некоторые меня подкалывают, что я часто пишу о разных джобовых проектах, а о своих ни гу-гу. Надо, наверное, восполнить пробел и рассказать о своих сайтах, их истории.

Начиналось все давно. Я медленно, но уверенно уходил из голландского холдинга, шастал по сайтам с вакансиями, искал хорошее место, отправлял свое резюме, видел, что хороших сайтов мало. Последнее впечатление, которое осталось — Rabota.ua, которая  сильно загаженая баннерами партнерских проектов, вакансии тоже мало кем модерировались, волшебные кошельки и лохотроны сквозили направо и налево. Смутно помню, что искал вакансии на сегодня медленно умирающем и распроданнрм на ссылки job.kiev.ua. Другие сайты были еще хуже, но все на них копались, что-то искали, т.к. искать по большому счету больше негде было.

Тогда я чего-то для себя решил, что буду делать нормальный джоб-сайт, который будет удобен людям. И начал делать. Сам! Писал на PHP, база была на MSSQL, дизайн тоже делал сам, верстал сам. Делал, как умел, а умел тогда уже неплохо, ибо руководил деятельностью по созданию разных информационных продуктов уже не первый год.

Было правда одно НО. Умел я неплохо делать чужие сайты, когда можно было заказать дизайн, когда можно было сказать программисту, что надо допилить в CMS, а тут пришлось изобретать велосипед, самостоятельно, попутно изучая много нового.

Короче, первая в ерсия сайта получилась очень убогая, но меня это не смутило, я выложил сайт в Интернет на субдомене своей компании, но понял, что этого делать не надо, т.к. все равно оттуда уйду. Жил я тогда не то что бедно, но 70 гривен на домен было жалко, хостинг тоже надо было где-то брать. Сайт уехал на жесткий диск моего домашнего компа, а я уволился с работы и ушел в другую компанию.

Через полгода я увидел, что на винте валяется сайт. Какой бы убогий он ни был, он был МОЙ! Не дяди, который меня нанял, а мой! Решил его воскресить и... начал переписывать под MySQL. Уже не было никакой идеи сделать хороший сайт для людей, была идея сделать сайт для себя и доказать самому себе, что я хотя бы что-то могу сделать сам сначала и до конца.

В этот момент я общался со своими однокурсниками и ребятаами, которые закончили мой ВВУЗ. Они дали мне шустрый хостинг в штатах. Другой хороший знакомый оплатил доменное имя estrabota.com.ua, мы с ним поделили сайт пополам. Предполагалось, что его рекламное агентство будет продавать рекламу на сайте, а я буду ответственным за техническую и «продвиженческую» части, не коммерцию то есть, а маркетинг.

Начали работать, на голом сайте рекламу не продашь, поэтому о продажах забыли, я продолжил работать дальше. Почитал форумов, на форумах было написано, как сайты продвигать. Короче, до чего-то додумался сам, что-то на форуме вычитал, в результате на сайт пошли люди, достаточно много! Сайт начал наполняться, а я начал отвечать на письма моих пользователей и реализовывать то, что чаще всего просили.

Чтобы был какой-то стимул и результат моей работы отражался в цифрах, я повесил на сайт Google Adsense. За месяцы работы центы за день превращались в доллары. Я тогда мечтал о 10-ти долларах в день, т.к. этих денег уже бы хватало на какие-то платные манипуляции, а не только на то, что я делал своими руками.

На отметке в 1500 посетителей в день я спросил своего партнера, что там с продажами рекламы. Он ответил, что ничего. Пришлось его напрягать, чтобы было хотя бы что-то. В это время несколько менеджеров прозванивали всех существующих работодателей, которые размещались на других сайтах, но Есть работа! как площадка им была неинтересна.

Пока менеджеры прозванивали работодателей, я выбрал стратегию «один месяц — один сервис». Так появились блог, каталог рекрутинговых агентств, раздел для фрилансеров и еще пара разделов, которых уже нет или перенесены на другой сайт, например, подписка на вакансии и резюме.

Через месяц такой работы, когда в отчете менеджеров я не увидел никаких результатов, мне надоело стимулировать «продающую» часть неудавшегося бизнеса, поэтому я взял курс на разрыв. Партнер передал мне доменное имя, я съехал на другой хостинг, опять же предоставленный другом, купил свой сервер, поставил его на площадку, после чего перенес сайт на него.

На новой площадке сайт пошле развиваться дальше, посетителей стало больше, ко мне начали стучаться разные сайты с предложением о партнерстве. Никому не отказывал, т.к. в то время для меня каждая копейка была очень важна.

Уже в тот момент я понимал, что мне не будет места среди сайтов, которые сами занимаются продажами VIP-размещения, а пока что именно эта бизнес-модель приносит больше всего денег. Когда появились первые партнерские доходы, я получил возможность больше вкладывать в развитие. Сам не знаю зачем, купил сайт Карьера в Украине.

Мне этот сайт обошелся не так дорого, как я сначала предполагал и рассчитывал. При анализе кода я выцарапал 2-3 библиотеки, которые оказались очень нужными при последую щем развитии. По моим подсчетам только эти библиотеки стоили больше в 2 раза, чем сумма, которую я заплатил за сайт.

После того, как я нашел эти библиотеки, я понял, что покупка уже себя окупила, повесил на сайт кучу рекламы и забыл о нем навсегда.

Библиотеки с Карьеры в Украине были полностью задействованны в другом проекте — Jobcast

Jobcast — это мой первый проект, в котором я выступил больше идеологом и архитектором, чем созидателем. Я продолжал сам созидать на Есть работе! Есть работа! превратилась в полигон для испытаний (и до сих пор остатется). На этом сайте все подперто костылями, кое-где видны остатки первичного дизайна и кода.

Jobcast же с первого дня получал все самое лучшее:
  • продуманную структуру, которая уже имела под собой базу из моего опыта работы с другими джобовыми проектами;
  • дизайн от дизайнера;
  • профессионально написанный код, который уже писал не я;
  • обкатанные на Есть работе! и портированные технологии монетизации.
После запуска 20% функционала Jobcast'а я постепенно начал понимать, какая бизнес-модель может принести успех. Как я сказал выше, я давно четко понимал, что мне не светит войти на рынок продажи ВИП-размещения, также мне было очень лениво поднимать оффлайновую часть такого бизнеса, хотя организацией продаж я занимался не раз и не два.

Под ту бизнес-модель, которую я задумал, мне нужно много посетителей, больше в 2-3 раза, чем есть сейчас. У меня было два варианта:
  • продолжать получать партнерские крохи от монстров, а-ля rabota.ua, 101.com.ua и других;
  • перейти на альтернативную бизнес-модель путем привлечения инвестиций.
Честно сказать, мне постоянно предлагают продать мои проекты, либо выкупить долю. Я каждый раз отказываюсь, потому что каждый считает себя умным и пытается выехать на мне, получив самые сливки, оставив меня управлять сайтами, но владеть результатами. Я постоянно отказываюсь.

Из-за того, что я постоянно отказываюсь от инвестиции и продажи своих сайтов, я вынужден придерживаться стратегии мелких заработков на Adsense, партнерках, продажах контента, попутно развивая свои сайты и подготавливая их к переходу на другую бизнес-модель.

В такой ситуации я нахожусь где-то один год. Мне хватает денег на развитие и на эксперименты. С трудом, но хватает. За все время работы в этой нише я вышел на вполне рабочие схемы, на которых можно строить стабильный бизнес.

4 месяца назад в моих расходах появилась новая статья расходов — маркетинг, до этого эта статья была, но составляла 0 долларо в в месяц. Расходы по этой статье призваны уменьшить влияние поисковых систем на мои сайты, увеличить «закрываемость» вакансий, размещенных именно на моих сайтах, привлечение внимания к сайтам HR-ов, руководителей, владельцев бизнесов, других заинтересованных лиц.

Что в планах? Далеко идущих планов нет. Есть развитие, которое подразумевает, что условия этого развития будут оставаться либо тамиким, каким есть сейчас, либо немного улучшатся. Пройдет еще какое-то время и, возможно, я напишу продолжение истории моих сайтов.

No comments: