Friday, November 21, 2008

Что творится на рынке трудоустройства в Украине

Ем Мивину, вспоминаю вкус, пишу заметку в блог. Прокатилась волна сообщений, что, мол, работные сайты вымрут во время кризиса. Причина, на которую ссылаются некоторые псевдоаналитики, заключается в том, что работные сайты живут за счет средств крупных компаний-работодателей. Эти компании сейчас проводят сокращение персонала, а значит не нанимают новый, что в свою очередь говорит о их полном нежелании платить за размещение на работных сайтах.

Это и правда и ложь одновременно. Сейчас расскажу, что происходит в реальности.

Во-первых, пострадают сайты, которые торговали размещением VIP-вакансий, но не были лидерами. Раньше крупные работодатели могли себе позволить находиться на всех местах, которые можно было выкупить, та же Хортица шла на переговоры с сайтами на второй страничке рейтинга Бигмира. Сейчас же крупные компании остаются только там, откуда реально идут соискатели.

Во-вторых, крупный бизнес внешне замер, но внутри производит оптимизацию своего персонала, массово идут аттестации, тесты на профпригодность, реорганизации бизнес-структур. В этой ситуации директора по персоналу, если успевают, перетасовывают свой персонал, перемещая его с занимаемой должности на вакантную, не прибегая к найму из-вне. Бизнес потребовал время на осмысление происходящего и перераспределение сил, у многих бизнесов на ходу меняется стиль работы, а это значит, что спрос на конкретных специалистов еще не сформирован.

В-третьих, могу четко сказать, что кадровый голод фактически только усилился, а соискателей, готовых сходу зайти в коллектив и закрыть собой определенную нишу, все меньше, возрастают издержки на обучение нового персонала. Я не наблюдаю движения современных «штрейкбрехеров», готовых выполнять ту же работу, но за меньшие деньги. Более того, миграция персонала возросла в разы, но люди заняты поиском более высокооплачиваемой работы. Повышение цен заставляет людей изыскивать любыми путями возможности дополнительного заработка, и как только люди находят такую возможность, они сразу уходят.

В-четвертых, уже начался период поглощений и слияний. В Украину теми или иными путями заходят компании, которые знают, что происходящее рано или поздно закончится, а значит надо сегодня расти, чтобы войти в благополучный период уже готовыми получать доходы. Этим компаниям уже нужны кадры. И с самого начала им нужны основообразующие кадры, костяк.

В-пятых, действительно квалифицированных кадров на рынке больше не стало. За исключением крупных промышленных предприятий, где на улице могут оказаться целые коллективы, малый, средний и большой бизнес в других отраслях оптимизирует второстепенный персонал: секретарей, курьеров, водителей, помощников продавцов, делопроизводителей, лишних продублированных и неэффективных директоров, административно-хозяйственную часть. Часть их работы автоматизируют, часть работы перекладывают на плечи более дешевого персонала, но найти человека, который соображает в какой-то прикладной области, например, в программировании все так же сложно, как и раньше, не стало больше незанятых системных администраторов, хороших продавцов, отличных маркетологов, менеджеров проектов.

Все это должно давать пищу для размышлений владельцам сайтов по поиску работы. Они должы понимать, что происходит у клиентов и идти на встречу со вполне сформированными предложениями, которые смогут помочь клиентам в решении текущих проблем.

No comments: