Продавец-консультант в салоне компании, на сайте которой так много и немного пафосно написано о влиянии кризиса на рынок электроники, многозначительно поднял глаза вверх и сказал фразу: «Молодой человек, а вы не знаете, что в мире кризис?». Привычно притворившись совсем необразованным, поступаю, как в сказаниях поступают лица известной национальности, т.е. отвечаю вопросом на вопрос: «И чо?». И тут следует тирада о том, как происходят закупки в магазинах и в частности в их компани... Рассказываю, короче, секреты!
Оказывается, такая контора, как МКС, чтобы было чем торговать, берет кредит на закупку всякой техники. Всякая техника ― это огромное разнообразие ноутов, всяческих фотиков, мониторов и клавиатур, мышек, расходников. МКС, чтобы никто не сказал, что они лоховская контора, закупает абсолютно все, что хотя бы иногда спрашивают в их магазинах хотя бы ради интереса, после закупки весь этот ассортимент выкладывает на полки.
Теперь, извините, становится все понятно, почему они все ноют и сетуют на недостаток заемных средств. Закупают сети полный ассортимент, а выплачивают кредиты с того, что продали. Ведь говорит же продавец-консультант, что eeepc900 скупили за неделю. И заметим, что ситуация не отличается от других магазинов, люди сметают с полок такие нотики даже во время кризиса, а если заканчиваются eeepc, то народ активничает в направлении MSI. Это значит, что надо было быстро удовлетворять спрос на них и дальше, занимая деньги только на этот вид техники. Всякие тошибы, сони вайо и другая дребедень, которая лежит на полках по полгода, пусть отдыхает на своих полках и дальше в ожидании
Другой пример. Я две недели назад пришел в магазин за новым цифровым фотоаппаратом. Не для себя, а для мамы, которую на следующей неделе отправляем отдыхать в ставший уже вторым домом для многих россиян и украинцев Египет. В Фокстроте мне рассказывают про Кодак и Кенон. Кенон модели A580, а Кодак не помню какой, но фотоаппарат неудачный. Настройки как для профессионала, т.е. предустановленных режимов нет, выдержку и диафрагму надо самому крутить. Маме такое не подходит. А все остальное, как у Кенона, т.е. цифровая мыльница. Разве что зум больше.
Фишка заключается в том, что раз Кодак не канает, то смотрим на Кенон, а у Кенона есть лучшая модель, 590-ая и даже вроде бы 720-ая и 1000-ая ;) Но Фокстрот упрямо завозит 580-ю, а она, как и Кодак, тоже не ахти по ряду причин (поэтому и не так активно продается, как хочется). Других моделей с таким же соотношением цена/качество найти в Фокстроте вообще не удалось.
Т.к. это была покупка уже третьего за 3 месяца цифрового фотоаппарата, поэтому я уже знал приблизительно, что искать, и даже догадывался где. Предыдущий свой фотик (Никон) я купил совсем рядом с Фокстротом, и в этот раз выручила Домотехника на Шулявке (не реклама, увижу в коментах наезды, потру. Реклама размещается внизу каждого поста). В Домотехнике неоднократно находилась именно та техника, которая была мной востребована.
Теперь какие из всего этого я сделал выводы.
По большому счету, если смотреть глобально и не брать во внимание конкретных людей, уволенных с работы, кризис не в экономике, а в наших головах. Мы отвыкли жить в обществе, которое само финансирует свой бизнес, мы отвыкли развиваться органично и, что самое противное, отвыкли удовлетворять спрос. Зато мы привыкли надувать пузырек под названием «капитализация компании», и в этом наша основная проблема.
Продолжу, открыв чуть-чуть фактов из моей жизни.
Я покидал голландский телекоммуникационных холдинг не сразу, а через промежуточную должность, на которой так и не удалось поработать. Я готовился стать директором компании-дистрибьютора компьютерной периферии. Моей первичной задачей было наладить сбыт мышек, клавиатур, видео-камер и другой мелочевки. Выполнять задачу я так и не начал, т.к. окончательно ушел.
Схема, по которой хотели работать голландцы (издревле торговая нация. Равные им по способности что-то продать только евреи), была простая: чтобы заработать деньги, мы должны были прийти к владельцам розничных сетей и «положить» (т.е. договориться об этом) им на полки свою продукцию. С нас логистика, скидки от производителя (наша родственная компания), промоушен, с сети ― ограниченное место, обеспечение продаж и своевременная выплата процента от продаж товара.
Понимаете, куда я клоню?
Если я дистрибьтор оборудования, то именно я в первую очередь заинтересован в его продажах. Скажу по-другому. Я первоисточник продукции, т.к. компания-производитель является близкой ко мне структурой. Я больше всего должен быть заинтересован в продажах, т.к. это мой товар и деньги в моих руках в этой цепочке первичны, и мое желание заработать эти деньги тоже первично. Розничная сеть ― это торговый посредник, который под свой бренд привлекает поток людей, желающих сделать покупки, не более. Не будет торговых сетей, будут онлайн-аукционы, будут бабушки на улицах, торгующие вместо семечек субноутбуками eeepc, но никто не отменит самой продукции! Она первична.
Именно на прозводителя товара в такой схеме ложится ответственность за обеспечение востребованности продукции, более того, раньше у торговых сетей было регулирование, например, штрафы за залеживание товара на полках, плата за вход в сеть. Штраф за то, что товар не продается ― это возмещение убытков ритейлеров, которые возникают в результате отсутствия продаж с этих же торговых мест востребованного товара. Плата за вход в большую розничную сеть ― это своеобразный порог, об который спотыкается делец с малыми оборотными средствами, с недолгосрочными намерениями и т.д.
Что мы видим сейчас? Мы видим то, что Делл, Сони, Хьюлет Паккард и другие Асусы забыли, что не им должны продавать, а они должны. Именно они должны поддерживать розничные сети своей продукцией. Именно их акционеры должны изыскивать деньги, на финансирование проектов, Их топы должны пыхтеть и организовывать доставку в разные регионы, локализацию, сертификацию. Именно их менеджмент должен активничать по расширению каналов сбыта. А в это время у инженеров их поставщиков должна болеть голова, как сделать комплектующие дешевле, не в ущерб качеству.
Все, к чему мы сейчас идем, мы когда-то уже проходили: товарные кредиты, комиссионные продажи, увеличение доли продавца при выкупе товара по предоплате, риски за доставку в страну невостребованных товаров лежат исключительно на их производителях. Тот, кто хочет быть на рынке, тот поступит так, как написано выше и покроет своей продукцией спрос, остальные будут ждать, когда же розничным сетям начнут выдавать кредиты.
Вышеописанная цепочка дает возможность контролировать ассортимент товаров, она дает возможность быстрее оборачивать деньги. Я где-то на просторах сети прочитал, что в условиях, когда сеть имеет с продажи товара 2-5%, то с сохранением текущих темпов роста для самофинансирования, т.е. финансирования не с кредитных, а с собственных ресурсов, необходимо проработать порядка 50 лет. Именно за такой срок у сети возникает большой оборотный капитал, от которого 2-5% суммы в абсолютном исчислении является значимой суммой, на которую можно делать поглощения и развитие.
Фигня это все. 50 лет возникли в голове человека, который не привык думать, а привык получать банковские кредиты. Эти 50 лет в измерении и в системе координат людей, занимающихся коммерцией и бизнесом с больших букв К и М составляют десяток лет, что для серьезного системного бизнеса вполне внятный срок развития.
Именно у такого собственника, который мыслит десятками, а то и сотнями лет продавцы в магазине хамят, товар плесневеет, а на складе нет того, что востребованно рынком.
Есть давнишнее правило, что если твоя доля прибыли мала, то зарабатывай на объемах, а объемы ― это ежедневные продажи востребованных товаров. Не можешь развиться до нужных объемов ― не суйся. Твою долю рынка скушают те, кто либо уже 50 лет на рынке, либо тот, кто умеет развиваться с нуля за собственные деньги.И вообще темпы роста на хлеб не намажешь, корпортивные стандарты можно вложить в головы своим сотрудникам, но не покупателям. Об этом надо помнить.
Есть и другое правило, что у бизнеса, который зарабатывает длинные деньги, должны быть источники быстрых денег. Это может быть все что угодно, лишь бы оно способно было оплачивать со своей прибыли операционные расходы предприятия, т.е. зарплаты, офисы, логистику хотя бы части товара.
Грубо говоря, владелец бизнеса с большими сроками окупаемости ситуативно должен быть уличным барыгой, он должен смотреть, где быстро и в короткий период нужно вложить мало, а заработать сравнительно много, чтобы вынимать деньги на инвестиции со своего кармана, ведь рано или поздно все равно к этому придет ― деньги на развитие будут давать те, у кого они есть, т.е. инвесторы.
Я раньше думал, что период первичного накопления капитала прошел и теперь те, кто не успел в свое время крутануться, будут пасти задних. Оказалось, что я был неправ. Такой период как раз наступил, он на дворе. Кто из него выйдет с прибылью, увеличенной клиентской базой и наработанными связями, тот молодец, именно он сравняется по своей мощи с теми, кто правил балом до кризиса.
Развиваться за собственные деньги надо уметь. Это знание куда более высшего порядка, чем знание, как получить кредит. Несколько раз слышал, что телекомы ― это длинные деньги и без кредитов тут никак, но тот же Киевстар (ведущий сотовый оператор в Украине) развивался за свои средства и в кризис вошел лидером с 2 млрд. долларами на банковком счету. Эти 2 миллиарда долларов Киевстар мог бы на что-то и потратить, но не может ровно по той же причине, по которой вынужден был развиваться за свои деньги ― конфликт акционеров. Понадобилось не 50 лет, а всего лишь 10-12, чтобы Киевстар стал тем, кем он есть сейчас.
Обратите внимание, что случай Киевстара не единственный. В Украине существует оператор Интертелеком, третий по величине CDMA-оператор вУкраине, который является по сути украинским клоном оператора Интерднестрком, а он имеет отличные позиции на территории непризнанноого государства в Приднестровье.
Вот вам живой пример, как люди научились работать за свои собственные деньги ТАМ, заработали денег и еще неплохо начали выступать на рынке CDMA-операторов у нас ТУТ. Сами понимаете, что в непризнанном никем государстве получить внешний кредит практически невозможно, приходится работать по-другим рыночным законам.
Хотите еще ярких примеров? Без проблем. Видели фотки красивых небоскребов в Дубаях? Знаете, какое отличие в финансировании этих небоскребов от зданий, строящихся в Украине? Нет, отличие не заключается в том, что их строительство финансируют арабские шейхи, а наше строительство ― украинские олигархи, которые де-факто беднее.
Разница в том, что у них все средства покупателей недвижимости в конкретном здании оседают на специальном счете, деньги с которого до полного окончания строительства разрешено тратить только на сам процесс строительства и создание инфраструктуры. Что осталось после окончания строительства ― доход, который можно инвестировать в слудующую стройку.
Унюхали суть процессов? У них ТАМ нельзя делать так, как у нас: вложили деньги в первую стройку, продали на этапе свайного поля квартиры, деньги от продажи квартир вложили в покупку земли, а не в стройку, а саму стройку финансируем за счет кредитов под залог прав на недостроенные проекты и остатки нераспроданных площадей, что в свою очередь, по сути, не является ликвидным товаром в условиях кризиса, т.к. денежная масса за счет инфляции растет, но покупательская способность на дорогие товары резко снижается, чему также способствует сокращение программ кредитования.
Я готов писать дальше и дальше. Примеров много, но от моей писанины кризис вряд ли сойдет на нет, поэтому я ухожу отдыхать, а вы думайте ;)
No comments:
Post a Comment