Регулярно читаемый мной блоггер Андрей Дикушин написал очередной интересный пост на тему деятельности ФРС США и задал несколько хороших вопросов по существу. В комментах появился некто Serge, который дал ссылки на три замечательных документа на английском языке. Документы были достаточно интересными, я их во многом осилил, хотя неполностью.
До момента краткого изложения сути документов хочется отметить, что приятно читать документы с формулами. Пусть даже я читал эти документы, в формулы особо не вникая, документ с формулами, которые может проверить незаангажированный математик, это гораздо круче и выводы из этих документов вызывают больше доверия, чем выводы многих крикунов, прорачащих фатальные последствия кризиса, третью мировую войну и т.д. Именно по причине незнания или неприменения в своей деятельности основ математики и основ бухглатерии эти крикуны не работают ни на ФРС, ни на правительство России.
Теперь про документы расскажу. Живет в мире человек по имени Gauti Eggertsson. Учился он в Принстонском университете. Работает этот человек старшим экономистом в департаменте исследований Федерального Резервного Банка Нью-Йорка. Пока он трудился в департаменте им была разработана модель (ага, математическая [ ! ] ) борьбы с дефляцией в условиях нулевой учетной ставки. По этому поводу он написал кучу статей, публикаций, о которых было известно еще до 2008 года, когда всем стало плохо, первые его публикации на тему борьбы с дефляцией датируются 2003-м, т.е. вполне логично предположить, что в ФРСе работа а эту тему ведется где-то с 1999-2000 года.
В документах, ссылки на которые даны в комментах к посту Андрея Дикушина, неплохо написано о том, что есть сейчас, что будет дальше и почему (не факт, что это все сбудется, но аргументация в документах заложена вполне здравая).
Не вникая сильно в математику:
1. государство может уменьшить реальную стоимость своего долга двумя путями: повышением налогов и/или через инфляцию;
2. дефляция при значительном государственном долге сильно нежелательна;
3. при низкой процентной ставке увеличить инфляционные ожидания и величину самой инфляции сложно, т.к. уменьшенние процентной ставки в этих условиях уже не является инструментом управления инфляцией;
4. правительство находит другой способ: путем увеличения долга увеличивает предложение денег, тем самым с одной стороны повышает базу, с которой собираются налоги, с другой стороны увеличивает инфляционные ожидания, которые могут отразиться на увеличении спроса в том числе, с третьей стороны путем управления инфляционными ожиданиями правительство закладывает долгосрочную модель будущего развития;
5. дополнительно к использованию инструментов выше государство снижает налоги. Снижение налогов приводит к увеличению деловой активности, что отражается на росте количества торговых операций, а следовательно опять приводит к увеличению базы налогообложения;
6. Правительство ставит себе целью достичь оптимального уровня инфляции, поэтому оно будет увеличивать свой долг и "печатать" деньги до тех пор, пока реальный уровень инфляции не достигнет целевого.
7. Правительство может увеличивать свой долг и делать его таким, каким ожидает свои будущие поступления налогов.
8. Управляя инфляцией сейчас и в будущем, правительство имеет модель поступления денег в будущем и может не отказываться от использования инструментов, которые подразумевают под собой увеличение долга, т.е. государственный долг США будет расти.
9. Покупка частных активов увеличивает денежное предложение на рынке, не ухудшая баланса своей «бухгалтерии».
Согласно этим документам ФРС и Казначейство действуют скоординированно, хотя допускается и обратное, но подразумевается, что обратное маловероятно. Одна из основных целей — более равномерное перераспределение богатства среди населения страны.
Покупая частные активы ФРС решает свои проблемы и проблемы государства (увелчиивает инфляционные ожидания и уменьшая стоимость обслуживания долгов), получая взамен вполне осязаемые залоги, пусть даже их текущая реальная цена будет меньше той, по которой эти активы были куплены. Сам факт покупки активов — это еще один способ прямого кредитования экономики, минуя банковскую систему.
Управление инфляционными ожиданиями дает возможность с одной стороны сокращать реальную стоимость госдолга, с другой стороны даже при снижении налогов увеличивать базу налогообложения, с третьей стороны привлекать в экономику частные инвестиции, тем самым улучшая деловую активность, возвращая на место механизмы межбанковского кредитования и кредитования частного бизнеса банками.
Чуть дальше по ссылкам было еще три вывода:
1. при использовании этой модели ФРС и Казначейство могут спокойно превышать все общепринятые мыслимые и немыслимые лимиты (еще необщепринятые) по созданию долгов (привет фаталистам).
2. без понимания, чего на самом деле боится ФРС, и как они с этим борются, действия ФРС кажутся нелогичными.
3. Бен Шолом Филлипович Бернанке больше всего боится дефляции, поэтому уже даже не боится использовать способы защиты от нее, которые будут успешными только при наличии инфляции.
Sunday, March 13, 2011
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment