Зимой перед Новым годом я написал заметку «Как работает индустрия туризма в Египте». После недавнего отпуска я некоторые вещи оценил по-новому :) Не надо думать, что в прошлый раз мне не понравилось, а в этот раз я попал в рай, просто система того отеля, в котором я отдыхал, немного отличается от того, что привыкли видеть наши отдыхающие.
Дело в том, что отель, в который я ездил, ранее не принимал славянtm. Все, что было в этом отеле, предназначено для приема буржуев, причем не самых бедных, а именно тех, кто может позволить заплатить себе на сотню-другую евро больше за недельное пребывание в пятизвездочной гостинице на берегу Красного моря.
Никаких браслетов с указанием, какой тип путевки был выбран туристом, т.к. у всех All inclusive, не хочешь All inclusive — вали в другой отель. Местных специй в пище мало, на ужин, обед и завтрак никаких Local speciali ties (местные блюда для ценителей, которых, как правило, не находится), никто не вымогает чаевые. Вернее, даже если бы хотел дать, то все так устроено, что дать то ли некогда (персонал мечется, как вжаренный и не задерживается с алчущим взглядом в комнате, намекая на то, что неплохо было бы ручку позолотить), либо некому, например, выбор комнаты делает компьютер, а из-за отсутствия браслетов на последний обед ты приходишь, как и все, на общих основаниях, а не по талону или после взятки за то, чтобы не срезали браслет. Guest Relations во время обеда тебе ничего не парят, потому что ты уже на самом деле все оплатил, покупая All inclusive.
У отеля неместный менеджмент, который общается с персоналом по-английски, персонал вышколен настолько, что при виде красивой девушки может только чуть-чуть улыбаться. Никаких нараспев «хабиби» в адрес своей жены я не услышал за все время своего там пребывания.
Из-за того, что цены на путевки в этот отель были больше, чем в другие 5*, наших братьев-славян там было мало, вели себя они в разы тише, никто не пил, не прыгал по пьяни в детский бассейн, не орал на весь пляж. И вообще для меня достаточно непривычно было то, что самыми шумными оказались итальянцы и евреи, а не наши.
Но наши люди тоже отличались… своим высокомерием. У меня подтверждается впечатление, что нашим все и всё должны. Должны бесплатно дать кальян с гашишем, гид пошутил, наши повелись; должны доставить карточки оператора Мобинил прямо в отель, т.к. у него самые дешевые тарифы на звонки зарубеж, как оказалось, до торгового центра 15-20 минут ходьбы через «пустыню», можно сходить и купить, кому очень надо; наш человек не хочет ждать, пока ему официант принесет колу, он хочет подойти к автомату и сам налить.
Извините, по сравнению с той скоростью, с которой официанты в главном ресторане и барах на территории гостиницы обслуживают гостей, официанты в не самых дешевых ресторан ах и кафе Киева — сонные мухи. Сиди… балдей, мальчик бегает и все тебе очень шустро приносит, абсолютно не обижаясь на то, что ты его уже четвертый раз за вечер гонишь за холодным пивом.
Конечно же, не обошлось без брюзжания, что море дерьмовое, вернее «его нет совсем», «их хваленых рыбок тоже нигде нет» и очень хреновый климат, т.к. слишком жарко и нечем дышать. Непонятно, что люди ожидали от Египта в конце августа, моросящего дождика и +18? Дышать, кстати, легче, чем в Киеве при такой же температуре.
Море на самом деле отличное, как оказалось, девица просто увидела, что первые 10 метров от берега детям воды по колено, а дальше идти ей было лень, она развернулась с криком на мужа, что с этого момента будет плавать только в бассейне, хотя на самом деле после 10 метров коралловый риф заканчивается, и до дна во многих местах достать достаточно трудно.
Видимо, точно такая же девица, которая пр осто жаждала исследований и новых приключений, не дошла до края рифа и не увидела рыбок. Надо вглядываться лучше себе под ноги, они приплывают и щиплют пальцы, а если надеть маску, то прямо на детской глубине, где десятилетнему ребенку воды по колено уже можно насчитать видов 10-20 достаточно красивых экземпляров.
Кому было не лень немного поплавать, тот прямо на краю рифа увидел мурену, рыбу-ежа. Если бы такую ворчащую девицу все же силой затянуть на 20-30 метров дальше, чем она дошла, а потом сказать, что плавает прямо под ней, она была бы причастной к загрязнению Красного моря своими фекалиями, извергнутыми по причине страха. Я совсем рядом с берегом на глубине в полтора человеческих роста отчетливо видел большого ската.
А если отплыть еще дальше, то можно получить ощущения, которые, я думаю, возникают при выходе в открытый космос — ты плывешь метров 100-150 от берега, и тут заканчивается береговой шельф, дно резко уходит вниз, исчезает из вид а и единственное, что ты видишь, — синяя пронизанная лучами солнца бездна.
Наши красотки подобные факты воспринимают с фырканьем, мол, враки это все, а если кто-то хочет рассказать что-то невероятное о красоте Красного моря, то пусть сразу докажет. Стоит отметить, что туристическая индустрия Египта уже давно подготовлена к такому отношению приезжих, никто не ходит и не говорит, что, купив маску и трубку за 110 фунтов в наборе, все можно увидеть своими глазами. Нет, гид вежливо протягивает прайс с ценами на морские прогулки. С заказов экскурсий гид имеет процент, поэтому он будет всячески подстегивать интерес исключительно к «морской прогулке» на катере, а не к самостоятельному изучению прибрежной фауны.
Именно поэтому в том месте, где ты бесплатно плаваешь по близости со скатом или наблюдаешь за хороводом рыб возле коралла на дне, рядом же плавает катер, напичканный неверующими. Эти неверующие все же решились заплатить 100 долларов, чт обы их, прекрасных белокожих хабиби, повезли и показали, где же они эти морские гады, рыбы и прочие моллюски обитают.
Замечено, что катер вывозит туристов к соседнему отелю (или вдоль береговой линии через несколько отелей, но всегда не напротив вашего). Соседние же отели вывезут своих неверующих к вашему, и их катер станет напротив вашего пляжа. В обоих случаях своим пассажирам гид расскажет историю, что на территории соседнего отеля риф сохранился в первозданном виде, поэтому только там можно вживую увидеть гордость Египта.
Как я понял, это работает точно так же, как заказывать такси в Одессе — тебя будут везти на соседнюю улицу через два-три квартала только для того, чтобы показать видимость титанической работы и чтобы было, за что взять деньги. Кораллы в Египте сохранились по всей длине побережья Красного моря.
Вообще, на наших соотечественниках стоит остановиться и рассказать о них подробнее. Они от кого-то услышали, что мест ный алкоголь — параша, поэтому корчат кислую мину, когда видят, как я за соседним столиком заказываю пиво. Чтобы понять меня, им всего лишь нужно хотя бы чуть-чуть распробовать то, что тут дают. От жертв брендинга и рекламы египтяне почему-то скрывают, что приносят отдыхающим пиво Stella, ничем е разбавленное, налитое в баре прямо из только что открытой бутылки.
Местные бренди-кола или джин-тоник ничем не отличается по вкусу от тех, которые вам подадут в кафе у нас, содрав огромные деньги за в принципе копеечный коктейль. Но ничего, славяне на отдыхеТМ готовы платить деньги за то, что им сделают напиток из европейского алкоголя, определить же на вкус, что именно смешано с колой и с соком лайма они врядли смогут.
Такая же ситуация с кофе. Наш народ требует эспрессо, очень обижается, что он тут не входит в All inclusive и стоит 20-25 фунтов. Во-первых, он тут стоит столько же, сколько стоит в пересчете на гривны в кафе в центре Киева, а во-вторых, мало кто из наших может отличить эспрессо от американо, а о том, что есть еще разные сорта кофе, вкус готового кофе может зависеть от помола, обжарки, наши вообще не догадываются, им все, что не принесешь, они все равно пьют с сахаром, разбавляя молоком.
Совершенно замечательные разговоры можно подслушать на пляже. Одна женщина из России решила сравнить отель с Клайпедой. Говорит, что 20 лет назад в СССР курорты были лучше. Конечно, мы поверили ;) С таким подходом они сейчас вообще впереди планеты всей, ведь в нашем отеле этой женщине за пивом надо ходить к бару, а на просторах платных пляжей на постсоветском пространстве пиво, пахлаву, горячие пирожки и вареную кукурузу носят прямо по пляжу.
Ничего, что пиво теплое, разносчики шагают по головам отдыхающих, а плата за вход на пляж ничего кроме входа на пляж под собой не подразумевает (на соседнем с нашим отелем платном пляже за 15 фунтов можно было пребывать на пляже + заказать себе холодных напитков на те же 15 фунтов).
Единственное, на что на самом деле могут нарекать гости, — маленький основной ресторан, вернее сам ресторан имеет достаточно большой размер, но часть его находится на открытом воздухе. Ошибку сделали еще во время создания ресторана, поэтому ситуацию вряд ли можно исправить. Большинство хочет кушать внутри под кондиционером, поэтому у входа собираются маленькие кучки туристов и ждут минут пять-шесть, пока не освободится столик внутри на нужное количество человек. Некоторые тетечки и дядечки пытаются скандалить, если нет свободных мест и приходится ждать.
У меня самые яркие воспоминания о море времен, максимально приближенных ко времени существования СССР — пребывание в лагере Артек. Море было не таким привлекательным. Уже в то время мы знали, что многие пляжи на ЮБК иногда закрываются из-за плохой микробиологической обстановки; местные торгаши во всех городах и советских здравницах торговали сувенирами из ракушек, а больш ие города сливали свои отходы напрямую в море.
В Египте море и его обитатели признаны народным достоянием. Нельзя загрязнять пляжи, отравлять коралловые рифы, ловить редкие виды рыб, ловить рыбу, используя варварские методы, ломать кораллы. Из страны в качестве сувенира нельзя вывести даже отполированную камнями ракушку, которая служила домом моллюску лет 500 назад. Люди сами придумывают легенды, которые защищают природу их страны, после чего рассказывают эти истории туристам.
Отелями застраивается каждый метр морского берега, т.к. персонал отелей лучше всех следит за прибрежной территорией, убирает, чистит, расставляет урны. Все это нацелено на то, чтобы никто из отдыхающих вдруг не увидел черную полоску грязи, как на пляже в Одессе, т.к. в противном случае, он больше не приедет ни в этот отель, ни в эту страну.
Ну что же, оставим наших немного в покое, вернемся к деталям организации работы отеля. Там, где я отдыхал, между отелями нет гран иц, никто не запрещает тебе перемещаться с территории одного отеля на территорию другого. Если несешь с собой сумку, ее проверят на наличие оружия и наркотиков. Так вам говорят, но на самом деле безоружный охранник смотрит, не отламал ли ты где-то коралл. Не хочешь идти по рифу до его края, пожалуйста, иди в соседний отель, там риф уходит далеко в море, но зато есть замечательный понтон, последний трап которого сразу уходит на глубину человеческого роста.
Несмотря на то, что мы везде перемещались пешком, администрации отелей сделали подарок своим гостям. Между пятью отелями ходит бесплатный рейсовый автобус. Вернее автобусов два. Один едет по часовой стрелке, другой едет против. Люди, живущие в отелях на второй линии, могут за 5-10 минут доехать до своего пляжа или пляжа любого другого отеля вместо того, чтобы плескаться в бассейне. По моим субъективным ощущениям этим мало кто пользуется, т.к. бассейны отелей на второй линии забиты до отказа, а автобусы ездят полу пустые.
Отдельно хочется рассказать о связи с родиной. Мы поехали, имея в кармане 3 сим-карты двух мобильных операторов. Т.к. мы ожидали, что звонков нам будет немного, мы ничего не делали, чтобы уменьшить расходы на связь. Если вы ожидаете, что вам будут часто звонить, покупайте Travel SIM. Дальше перед отъездом делаете переадресацию на свой балтийский номер через код экономного вызова международного номера (у разных мобильных операторов разные предложения, но они есть практически у всех).
Получается, что входящий звонок будет стоить вам порядка 2-х гривен, а не 2-х долларов, как если бы вы находились в роуминге со своей картой. При этом все друзья и родственники продолжают звонить вам на мобильный телефон, на украинский или российский номер.
Если вы помимо получения звонков хотите еще делать исходящие звонки, то тут есть интересное решение. Перед отъездом позаботьтесь, чтобы у вас на ноутбуке стояло программное обеспечение, которое позволи т делать звонки PC-to-phone. Например, в Украине есть мобильный оператор Астелит, работающий под торговой маркой life:). Заходим на их сайт, качаем ПО, которое позволит разговаривать бесплатно со всеми абонентами life:). Если вы не из Украины, вы не пользуетесь Астелитом и т.д. можете пользоваться аналогами Skype Out. 20-30 минут потраченные на поиск клиентского ПО и оплату услуг сберегут вам много долларов.
Дальше просто. В отеле Интернет стоит 80 фунтов в час, т.е. около 22 центов в минуту. Для обычного пользования Интернетом это достаточно дорого, но для того, чтобы звонить домой вполне приемлемо. Получается экономия от 5 до 10 раз по сравнению с обычным звонком с мобильного в роуминге или с местного телефона. Во время разговоров можно дополнительно занять интернет-соединение загрузкой и отправкой электронной почты, если нечего делать или есть желание почитать что-нибудь свежее
Отдельно расскажу о персонале. Персонал вышколенный. Немес тный менеджмент явно не поощряет дополнительные заработки в виде чаевых, взамен платит персоналу больше, чем в других отелях. Работать в нашем отеле престижно. Я своими глазами видел, как один менеджер отеля отчитывал (по-английски) не слишком аккуратного сотрудника основного ресторана. Этот всячески пытался убедить менеджера, что выгонять его не надо, что он хочет работать и гордится тем, что работает в нашем отеле.
Благодаря хорошей постановке работы с персоналом, самого персонала практически не видно, отель метут, драят, чистят, моют, но этого процесса не видно. Когда мельком видишь кого-то из персонала отеля, с тобой вежливо здороваются, а если успевают, то спрашивают, откуда ты и как настроение.
На территорию отеля пускают всех. Отель не огорожен, нет забора, нет обходчиков, приходи на пляж, кто хочет, купайся, смотри рыбок. Мы прошли все окрестности вокруг нашей гостиницы, но подобного гостеприимства замечено не было. В один отель не пустил и даже к шлагбауму, во втором отеле пустили только в магазин, т.к. мы попросились зайти и купить воды, в еще одном потребовали паспорт для входа.
Мало кто хочет сделать рекламу своему заведению, пустив туда гостей. О своем же отеле мы узнали от друзей, которые ездили в Египет сразу после нашей предыдущей поездки и жили в одном из тех отелей, куда нас не пустили. Они совершенно свободно зашли на территорию нашей гостиницы, прошли и заглянули объективом своей камеры во все уголки, разведали все укромные места, где можно выпить, куда все ходят пообедать, где люди купаются. После этого уехали и когда рассказывали нам, то произнесли буквально следующее: «Так отдыхают белые люди».
Белые люди на самом деле отдыхают неплохо. Программа All inclusive включает в себя практически все напитки и коктейли, мороженное для женщин и детей после обеда, апельсиновый фреш, горячий шоколад, unlimited пиво и коктейли.
Да, в меню нет напитков неме стного производства, но, во-первых, никто не просит денег за добавление в коктейль ананасового ликера или любого доступного в данной местности компонента, что встречается сплошь и рядом у соседей, а во-вторых, местные бармены очень неплохо справляются с уже давно знакомыми им ингредиентами.
Правильный отель помимо той воды, которую оставляет в комнате, вместе с чаем Lipton, дает возможность взять сколько угодно бутылок воды в баре. В соседнем отеле подобное удовольствие для своих же постояльцев стоит доллар, а персонал делает круглые глаза, спрашивая: «Вам не хватает одной бутылки, которую мы оставляем каждое утро в комнате?».
Уборка происходит каждый день, на кровати вы не найдете никаких лебедей, дельфинов, лепестков роз и других дешевых способов выманить немного денег. Персонал, который занимается уборкой комнат, ведет себя очень прилично, по-дружески, достаточно неплохо общается на английском языке, приходит на помощь и открывает двери своей карточкой, когда по какой-то причине своя магнитная карточка не открывала дверь.
Подробнее расскажу о карточках. Они у нас работали, но срабатывали не с первого раза. Карточки открывали магнитные замки, которые считывали код. У обслуги свои карточки, которые открывают все двери, у каждого отдыхающего своя, которая подходит только к двери комнаты, в которой живешь. Иногда карточки размагничиваются, поэтому становится трудно открывать двери, но это случается редко и карточка достаточно легко перемагничивается под новый код на ресепшене. Такая компьютеризированная система позволяет контролировать персонал. Менеджмент всегда знает, какая дверь, во сколько и чьей карточкой была открыта.
Когда заказываешь что-то из программы All inclusive попить или поесть (не во время обеда), тебя спрашивают номер комнаты, после ты ставишь на чеке свою подпись. На чеке написано «Don’t pay». Чеки сразу же попадают в руки человеку, который вносит всю ин формацию с чеков в компьютерную систему. Таким образом отель ведет учет продуктов, узнает пристрастия людей из разных стран, знает, что было заказано в обед, что было заказано на ужин, а что было заказано в баре на пляже.
Компьютерная система работает незаметно для посетителей, собирая данные, кто куда поехал на автобусе, ездил ли на экскурсии, ходил ли на пляж, заказывал ли ужин или обед в номер. Это дает возможность отелю улучшать свою работу, не напрягая своих гостей заполнением нудных и длинных анкет.
Вот так и отдохнули. Теперь снова в бой :) Ждите еще заметок, они уже написаны, просто не опубликованы ;)
Thursday, August 21, 2008
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment