Во-первых, налицо сильная привязка всей экономики к одной валюте и явно не к национальной.
Во-вторых, мы стали должны непонятно кому, непонятно по какой причине. Причем должны стали все, начиная от частных лиц, заканчивая банками и большими компаниями. Естественное, что должны мы в иностранной валюте.
В-третьих, вместо того, чтобы заниматься своей экономикой, политики занимались политикой. Экономика плыла сама по себе, что доказывалось исследованиями, показавшими явную независимость экономики от очередных выборов, кризиса власти или еще чего-то.
Если с третьим в нашей стране можно покончить только устроив очередную револлюцию, то с первыми двумя факторами можно было что-то сделать (при наличии доброй воли кого-то, кто стоит у власти). Тут сразу стоит оговориться, что никто ни в большом бизнесе ни во власти кризиса не предвидел. Все были как слепые котята до самого последнего момента — когда все перестали платить друг другу.
Итак, что можно было сделать:
Комплекс мер по укрепленю национальной валюты не такой уже и сложный, как кажется. Дело в том, что любая валюта — это товар. Чем меньше одного товара и больше другого, тем первый товар стоит дороже по сравнению со вторым. Решаем вторую проблему того, что мы всем дожны, и долги наши в непонятной валюте, попутно работаем над решением первой.
Пришел в Украину европейский банк, который получил кредит от американского банка ( а у него деньги взяты из японского банка почти под 0%). Под какой процент получил европейский банк свои деньги в американском? Под 6% годовых! Под какие проценты европейский банк отдал деньги в Украине? Ответ простой — под 14-18% (до кризиса). Как банк живет за счет разницы процентов, я уже писал ранее.
Что получилось? Банк взял кредит в долларах и отдать ему этот кредит надо в долларах, а значит доллару гарантирован статус востребованного товара на всех этапах:
- выдачи кредита;
- возвращения кредита конечным пользователем;
- возвращения кредита самим банком.
Варианты того, что могло случиться:
1. Представим ситуацию, когда коммерческие банки берут кредиты и начинают спекулятивную скупку доллара, пытаясь заработать. Нацбанк должен скинуть весь доллар по максимуму, сам взять дешевый кредит в долларах (в йенах с конвертацией в доллар), скинуть и этот доллар, Полученную гривну законсервировать, уменьшая гривневую денежную массу, продолжая выдавать из законсервированных запасов кредиты в гривне, а потом четко ото всех требовать возврата кредитов в гривне!
В этом случае гривны становится меньше, кредиты выданные в гривне потребуют гривны для возврата, т.е. гривна становится востребованным товаром. Конечным кредитором становится государство! А это очень важно, т.к. капитал остается в стране.
2. Представим ситуацию, когда компания ведет внешнеэкономическую деятельность, например, покупает оборудование для модернизации производства. Компания зарабатывает деньги здесь, т.е. получает гривну, а покупает оборудование за рубежом. Если гривна дорогая, а доллар дешевый, то компания под покупку оборудования кредитуется в гривне, за гривну покупает доллар, покупает оборудование, отдав доллары за один раз, а потом из своего дохода уже выплачивает кредит. Опять же с счет низких кредитных ставок в дорогой валюте (гривне), предприятию выгоднее перекредитоваться внутри страны.
Да. Предприятие может взять кредит в иностранной валюте (ставки-то те же), но для выплаты кредита надо либо зарабатывать самому деньги в той валюте, в которой взят кредит, либо покупать валюту тут. Тут иностанная валюта стоит дешево, т.к. основным товаром является национальная валюта. Вроде как в этой ситуации иностранная валюта становится снова выгодным товаром, но этот процесс регулируемый — надо делать ставку такой, чтобы брать кредит за рубежом было не выгодно.
3. Когда все кредиты в стране выдаются в национальной валюте, нет панических настроений у людей, они получают зарплату в национальной валюте и берут кредиты в национальной валюте, а это значит, что пункт обмена валют их как явление уже мало интересует.
4. Можно сделать размещение новых депозитов в не национальной валюте невозможным. Вернее, возможным, но заставить вкладчиков вносить деньги в национальной валюте, т.е. заставлять покупать за наличную гривную безналичный доллар, и забирать в национальной валюте, т.е. заставлять продавать безналичный доллар и покупать начлиную гривну. В таком случае никто не захочет терять деньги на курсовой разнице, все депозиты будут в гривне, а это значит, что гривен для выдачи кредитов банками тоже будет много, а долларов меньше. Если кредит иностранной валюте будет по стоимости дороже, чем кредит в национальной, то не возникнет дефицита в кредитных долларовых или евровых средствах, что опять же будет страховкой от ситуации, когда товар, которого меньше, стоит дороже.
Очень сложной задачей для государства является обеспечение покупательской способности национальной валюты. Также очень сложной задачей для государства является контроль тех предприятий, которые торгуют на внешних рынках. Именно таким компаниям не выгоден высокий курс национальной валюты.
В связи с этим государство должно быть одним из создателей внутреннего рынка. Например, если государство размещает заказы на построение дорог, то оно сразу развивает несколько отраслей: строители, машиностроители, лизинг, металлургия и металлопрокат (мосты требуют металлических конструкций). Вокруг хороших дорог развивается инфраструктура, развивается отельный бизнес, туризм, кафе, рестораны.
Т.е. в принципе государство создает внутренний рынок для тех, кто раньше работал на внешние. При емком внутреннем рынке на него начинают выходить зарубежные компании. У них капитал держится в иностранной валюте, а значит перед приходом им нужно покупать метсную валюту, что дополнительно ведет к ее укреплению.
Да, потом возникает ситуация, когда иностранные компании захотят продать тут гривну и купить ценный за рубежом доллар. Тут необходимо разработать систему, когда в денежном виде выводить инвестиции из страны можно только при условии, что в страну заходят инвестиции других инвесторов. Это сложн, но есть выход.
Создается ситуация, когда инвесторам выводить капитал придется через товар, купленный на внутреннем рынке, а это значит, что инвестор, выводящий капитал в начале своей деятельности принес в страну деньги, купил за них дорогую национальную валюту, а в конце поддержал внутреннего товаропроизводителя, купив у него востребованный за рубежом товар. Таким образом товар, востребованный на внешних рынках, продается на внутреннем, что дополнительно создает рабочие места внутри страны, укрепляет внутренний рынок и стимулирует производителя быть конкуретноспособным в рамках мирового рынка.
Вы спросите, что делать с той валютой, которую нацбанк выкупает за дорогую гривну. Очень просто. Ее надо инвестировать в предприятия за рубежом для получения дохода там и расширения своего влияния за пределами Украины, дополнительно создавать очаги своего влияния, создавать рынки сбыта для продукции, произведенной в Украине.
Да, остаются еще куча непроработанных проблем, начиная от лоббистов своих интересов в неуправляемой раде, заканчивая возможным созданием черных рынков, но есть вполне реальные выходы из каждой сложившейся ситуации, надо только работать и понимать, куда катится страна. Основным оружием страны должны стать аналитики. Не просиживатели штанов, а настоящие аналитики, математики, бухгалтеры, финансисты, банкиры и историки, способные по косточкам разбирать то, что было и прогнозировать с высокой точностью то, что будет.
No comments:
Post a Comment