Sunday, December 5, 2010

Про PayPal, Liqpay и другие процессинги

Я тут недавно совсем затрагивал в который раз тему использования офшоров. Зачем нужен офшор? Самое первое объяснение, которое приходит на ум — оптимизация налогов. Фигня это все. Когда услышите, не верьте, компаний, которые могут сэкономить на налогах за счет использования офшоров, минимальное количество. Лучше загляните куда-то на хабр в раздел с обсуждением тем по электронной коммерции.
 
Офшор нужен для упрощения ведения внешнеэкономической деятельности, уменьшения документооборота и применения при ведении бизнеса законов более развитого законодательства, также часто используется для получения международных патентов, для защиты инвестиций, а также интеллектуальной и нематериальной собственности: корпоративные права, доменные имена, торговые марки.
 
Основная соль использования компаний-нерезидентов заключается в том, что их деятельность не подчиняется корявым законам вашей страны, которые написаны под маленькую кучку приближенных к «кормилке» компаний. Сами понимаете, что законы в России и Украине далеко не идеальны. Нас, конечно, Европейский Союз и прочие соседи наставляют на путь истинный, но движемся в направлении светлого будущего мы медленно, а работать надо прямо сейчас.
 
Представим себе, что я веду бизнес с компанией из Нидерландов от имени украинской компании. Мне предоставляют услуги, я их оплачиваю. Все мои действия попадают под огромную кучу нормативных актов,  законов и прочих руководящих документов. Чтобы платить деньги за рубеж, мне надо обязательно заключать контракт, в контракте нужно прописывать условия оплаты, если это будет предоплата, то количество гемороя увеличивается в два раза, т.к. наше государство не понимает, зачем выводить деньги из государства, если услуги еще не выполнены. Нет, в теории у нас все хорошо: бери, заключай, работай, вроде никто не мешает, на практике выходит все хуже.

Контракт должен быть двуязычным, даже если все сотрудники моей компании этот контракт понимают без перевода. После выставления счета за услуги надо подписывать двуязычный акт выполненных работ, на актах, счетах и контрактах должна стоять подпись и печать контрагента.
 
Если какой-то из этих документов все же не может быть двуязычным, то мне надо сделать нотариально заверенный перевод. Да если только эту норму отменить, то внешнеэкономическая деятельность компаний пойдет в разы быстрее — коммерческие компании могут себе позволить иметь квалифицированных сотрудников со знанием языка и могут себе позволить вести деятельность на языке другой страны. С учетом того, что разрешение споров по внешнеэкономическим договорам все равно не происходит в наших родных судах, сегодняшние фактически сложившиеся принципы мне непонятны.
 
Ладно, если это один-два платежа в месяц, можно позаниматься любовью попереводить там, поделать бумажки все, но если это больше десятка платежей в месяц, то уже тянет выругаться матом, т.к. два или три дня в месяц один человек будет готовить документы, которые бизнесу не нужны, а нужны банку и государству. На самом деле процесс абсолютно бесполезный, т.к. после произведения на свет всех бумажек, государство и банки их консервируют на полках стеллажей в своем архиве.
 
Естественно, можно эту проблему обойти, сделав себе одну компанию, с которой всего один договор, один счет и один акт в месяц. А дальше эта компания свободно работает с контрагентом из Нидерландов и с контрагентами из других цивилизованных стран.
 
Вот вам первое применение нерезидентной компании.
 
Второе применение обходит другую проблему. Дело в том, что Россию, Украину, Беларусь, Казахстан считают неразвитыми странами с высоким уровнем преступности в электронной коммерции. Что это значит? Это значит, что всем препдриятиям из Украины, которые ведут международную деятельность закрыты двери в международные платежные системы.
 
Путь в PayPal в качестве продавца точно закрыт, а PayPal — это огромная доля платежей в Интернете. Нет, конечно, есть возможность принимать платежи картами, прикрутив платежные интерфейсы своих обслуживающих банков, банки проведут должную проверку вас, как клиента, заключат договор и с удовольствием начнут обслуживать ваши платежи, но спросите у зарубежного пользователя, доверяет ли он процессингу банка ПриватБанк  настолько, насколько он доверят процессингу PayPal'а.

Ладно, черт с ним, Европа еще может повестись на процессинг Райффайзен Аваля, но Америкосам все равно, поэтому ответ будет отрицательным.

На наших глазах буржуи бьются головй о стол при оплате через процессинг Привата под именем Liqpay. После этого их хватает кондратий, заканчивается терпение, они берут свои денежки и дружно идут в Western Union, если им нужен продукт, а если не нужен, просто сваливают.
 
Приват, конечно, харахорится, что запустил убийцу PayPal'а и международную систему рассчетов, но совсем недавно система из международной стала фактически системой рассчетов внутри стран СНГ — вывод денег, полученных по схеме интернет-эквайринга возможен только на карту или счет в Украинском Привате или в Москомпривате.
 
Т.е. шаг получился достаточно неоднозначный. С одной стороны платить могут все, кто может обеспечить совпадение страны выпуска свой карты, со страной в которой зарегистрирован номер телефона, на который приходит пароль, со страной, в которой зарегистрирован IP-адрес пользователя, с другой стороны поставить себе систему на сайт могут только те, кто может сообразить себе счет в ПриватБанке в Украине или России.
 
Ну фиг с ним, подключат они со временем свои международные филиалы, кто там был, вроде Кипр, Латвия и Грузия, немаленький Китай и Казахстан, а дальше-то что?
 
Александр Витязь ответов на вопросы не дает, хотя систему продолжает пиарить как международную, я сегодня пиар даже на английском языке читал, но буржуи продолжают не верить в систему и свои деньги системе не доверяют, просят PayPal, им, мол, так привычнее.
 
Т.е. обычному стартапу, который хочет выйти на международный рынок, компании, у которой много внешнеэкономической деятельности, клиентов за рубежом, поставщиков за рубежом выгоднее иметь международную прописку изначально. Это удобнее, это более защищеннее от наших законов дикого рынка.
 
А теперь прикиньте, сколько раз наши люди жаловались, что платеж из банка не уходит из-за того, что не все документы собраны? Сколько раз ответственные за работу с международными компаниями люди (а это, как правило, достаточно квалифицированный персонал) переделывали пакеты документов, передподписывали контракты из-за того, что в банке при проведении платежа что-то не нравится. Сколько недополученной прибыли у наших компаний возникло и все из-за того, что компания из полудикой страны не может работать по цивилизованным правилам с компаниями из цивилизованной части мира? Сколько платежей ушло в другие страны только из-за того, что наша компания не может обеспечить условия оплаты за свои товары на уровне со своими зарубежными конкурентами?
 
А вы при упоминании офшоров все о снижении налоговой нагрузки думаете.

Кстати, про Liqpay будет скорее всего отдельный пост. О PayPal буду писать, когда расколупаю эту систему.

No comments: